суббота, 31 августа 2013 г.

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ: 4-5 КЛАССЫ


основы РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
этики основы СВЕТСКОЙ
этики

4-5 КЛАССЫ

Учебное пособие
для общеобразовательных учреждений


Москва «Просвещение» 2010

Содержание
Урок 1.   Россия — наша Родина 
Урок 2.   Что такое светская этика
Урок 3.   Культура и мораль
Урок 4.   Особенности морали
Урок 5.   Добро и зло
Урок 6.   Добро и зло
Урок 7.   Добродетель и порок
Урок 8.   Добродетель и порок
Урок 9.   Свобода и моральный выбор чело­века
Урок 10. Свобода и ответственность
Урок 11. Моральный долг
Урок 12. Справедливость
Урок 13. Альтруизм и эгоизм 
Урок 14. Дружба
Урок 15. Что значит быть моральным
Уроки 16-17. Подведение итогов
Урок 18. Род и семья — исток нравственных отношений
Урок 19. Нравственный поступок
Урок 20. Золотое правило нравственности
Урок 21. Стыд, вина и извинение
Урок 22. Честь и достоинство 
Урок 23. Совесть
Урок 24. Нравственные идеалы
Урок 25. Нравственные идеалы
Урок 26. Образцы   нравственности в куль­туре Отечества
Урок 27. Этикет
Урок 28. Семейные праздники
Урок 29. Жизнь человека — высшая нрав­ственная ценность
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству

Урок 1 - Россия – наша Родина
Мы живем в замечательной стране, имя которой — Российская Федерация, или, ко­ротко, Россия. Произнесите это слово вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раз­долье, простор, одухотворённость...
Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следую­щих поколений. Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились и живём в ней.
Мир, окружающий нас, бесконечен и мно­гообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы — это ма­териальный мир. Но есть и другой мир — духовный. Духовный мир — это знания и информация, содержащиеся в книгах, произ­ведениях искусства и кино, отношения меж­ду людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранный языки, математику и информа­тику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё на­зывают миром культуры.
Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который поч­ти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.
Человек в зависимости от состояния свое­го внутреннего мира может радоваться или печалиться, быть спокойным или тревож­ным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске.

От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.
Как во внутреннем, так и во внешнем ми­ре есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть доб­ро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчес­тие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.
Как не разрушить свой внутренний мир? Вы начали изучать предмет «Основы религи­озных культур и светской этики» для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, важ­ные для каждого человека.
В духовном мире есть свои дороги. Они на­зываются традициями. По ним шли наши предки. Культурные традиции — это богат­ство нашей многонациональной страны. Осо­бое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.
В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.
И в этой семье мы уважительно и береж­но относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.



Урок 1 – Что такое светская этика

Этика — это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точ­ки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегречес­кий философ Аристотель (IV в. до н. э.), ко­торый ввёл и сам термин в названия своих трудов. В Древней Греции все науки называ­лись философией. Слово «философия» состо­ит из греческих слов «фило» — любовь и «софия» — мудрость. Получается, филосо­фия — любовь к мудрости. Аристотель счи­тал, что этика — часть философии.
Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово -•нравственность».

Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.
Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или ина­че. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она до­стигается.
В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способ­ные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают сла­бых.
Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать доб­рым и чтобы хороших людей было как мож­но больше? Как наградить человека, сделав­шего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.
Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «граж­данская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого челове­ка зависит, станет он хорошим или плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.
Можно сказать, что этика помогает чело­веку самостоятельно совершать добродетель­ные поступки и строить отношения с людь­ми, а значит, стать лучше.
Фреска Рафаэля (1483—1520) «Афинская школа» имеет и дру­гое название — «Философские беседы». На ней художник изоб­разил великих мыслителей, жив­ших в другое время и в других странах. Некоторым из них он придал черты своих современни­ков. Например, в центре фрески мы видим фигуру Платона, кото­рый имеет черты великого ху­дожника Леонардо да Винчи. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».


Урок 3 – Культура и мораль  
Понятие культура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем — это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.
В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX в. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.
Культуру иногда называют второй приро­дой. В отличие от естественной природы, ко­торая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, раз­вивать, обогащать. Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в един­ственном числе. Каждый народ в разное вре­мя создавал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры существуют вместе обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны своего народа, но и других стран и народов.


Культура включает в себя предметы человеческого труда (материальная культура), также представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правил, (духовная культура).
Существует много разных видов духовной культуры.

Например, политическая культура — это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура — законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для все: без исключения. Особый вид духовной куль туры — мораль — система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, г другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А ее ли лениться, ссориться, обманывать, то жизни людей становится хуже. Постепенно стало складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появилась потребность поддерживать (поощрять хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки. Кроме того, стал( необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания посте пенно перешли в нормы поведения. Эти моральные нормы связаны с понятными требованиями: уважать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся, не воровать, не убивать и т. д. И всегда, во все времена, осуждались трусость, предатель­ство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.


Урок 4 – Особенности морали

Вы уже знаете, что мораль — система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей. Но в обществе есть много различных ценностей и норм. В чём же особенности морали?
Моральные нормы (правила) нигде не за­писаны. Однако это не значит, что о них нигде нельзя прочитать. Есть труды учёных, литературные произведения и фильмы, герои которых попадают в различные ситуации морального выбора, а также религиозные книги.
Большинство государственных законов, в том числе и главный закон Российского го­сударства, которым является Конституция Российской Федерации, основано на мораль­ных нормах. Кроме этого, есть родители и учителя, которые учат своих детей соблю­дать моральные нормы (правила).

В основе законов, принимаемых Государственной думой Российской Федерации, лежат моральные нормы
Моральные нормы не имеют документаль­ного оформления, т. е. нет единого свода |списка) моральных норм. Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государ­ства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого. Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек учится выбирать моральные нормы, следуя которым он сдела­ет жизнь окружающих его людей, а значит, и свою жизнь лучше.
В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюда­ли правила и нормы. Это прокуратура, суды, милиция. Они следят за тем, чтобы люди не нарушали законы. Если люди будут их нару­шать, то жизнь в обществе станет хуже.
В морали ничего подобного нет — ни «мо­ральных организаций», ни особых «мораль­ных стражей», «смотрителей за моралью». Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспита­ние. О хорошем, добром поведении детей заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья. У взрослых — сотрудники — люди, с которыми они рабо­тают. И конечно, сам человек.
Это значит, что от каждого человека в значительной степени зависит, каким мо­ральным нормам следует он сам и какова мораль в том обществе, в котором он живёт. Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире. При этом главное — не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Тогда и хороших людей станет больше.


Урок 5 – Добро и зло

«Добро» и «зло» — главные моральные понятия в жизни. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки. С точки зрения добра и зла человек оцени­вает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому что люди понимают, что такое добро и зло, они могут поддерживать добрые отношения друг с дру­гом и запрещать, предотвращать ссоры, на­силие, проявление жестокости. Рассмотрим подробнее, что же такое добро и что такое зло.
Добро — это нравственная ценность, кото­рая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений меж­ду ними. Совершать моральные (добрые) по­ступки сознательно, бескорыстно, а не с рас­чётом на выгоду или награду — значит делать добро.
                    

Если человек совершил поступок для того, чтобы получить похвалу или награду, то это не значит, что поступок плохой, но его нель­зя назвать и морально добрым, потому что он совершён небескорыстно. Также нельзя назвать добрыми те поступки, которые совер­шаются из страха перед наказанием.

Итак, добро — это:
— поступки, которые помогают преодо­леть разобщённость между людьми, способ­ствуют утверждению гуманности (человеко­любия, взаимопонимания и взаимоуваже­ния);
— поступки, которые помогают развивать­ся самому человеку и окружающим его лю­дям.

Например, если дать однокласснику спи­сать домашнее задание, то это не значит сде­лать доброе дело. Ведь тот, кто списал, не ста­нет знать урок лучше. Добрым делом будет помочь ему разобраться в задании, чтобы он смог сделать его сам.
Зачастую для этики более важно выяснить не что такое добро, а что такое зло. Иногда важнее не допустить совершения зла, чем сделать добро.
Зло — противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить. Зло может существовать в разных поступках людей. Приведём наиболее распространённые примеры проявления зла:
— сознательное унижение других людей, которое чаще всего проявляется в неуваже­нии и нетерпимости к ним;
— обман, из-за которого те, кого обману­ли, совершают неправильные поступки;
— насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самосто­ятельности, или делает его недобрым.
Как противоположность добра зло разру­шает взаимоотношения и сотрудничество лю­дей, распространяет вражду между ними, препятствует развитию человеческих способ­ностей. Злые поступки приносят беды и стра­дания людям. Поэтому не допускать зла и бороться с ним — важные задачи морального поведения человека.


Урок 6 – Добро и зло

В ходе исторического развития менялись общество и культура. Менялись и представ­ления о добре и зле.
Например, в древности существовал обы­чай приносить в жертву богам животных и даже людей. И это не считалось плохим по­ступком. Наоборот, люди думали, что посту­пают хорошо. Ведь тем самым они хотели задобрить богов для того, чтобы они помогли им получить хороший урожай, удачно поохо­титься и т. п.
На протяжении многих тысяч лет в мире существовало рабство, когда одни люди нахо­дились в собственности у других. Рабовла­дельцы заставляли рабов работать на себя, плохо кормили, могли жестоко избить или даже убить их. Рабы работали, не получая ни платы, ни даже благодарности за свой труд.
Сотни лет в России и других странах суще­ствовало крепостное право. Крестьяне, как вещь, принадлежали своему барину. Нередко жестокие помещики издевались над крестья­нами, наказывали их за любую провинность.
В истории человечества было много случаев, когда одни люди убивали других за то, что у них был другой цвет кожи, за то, что они думают по-другому, просто потому, что они другие. И это не осуждалось обществом. Примеров того, как менялись представления о добре и зле, можно привести множество.
Шло время, общество развивалось, меня­лась жизнь человека. Люди стали больше задумываться о том, как сделать свою жизнь и жизнь всего общества лучше, и учились этому.


Сегодня все знают, что нельзя приносить в жертву и убивать людей ни ради того, что­бы задобрить богов, ни ради каких-либо других целей, что нельзя никого держать в рабстве и заставлять работать без оплаты и благодарности за труд, что нельзя убивать, оскорблять и унижать других людей за их цвет кожи, за то, что у них другие мысли и убеждения.


В наши дни люди должны забо­титься о стариках и больных, стараться жить в мире и согласии, не нарушать нормы морали. Если они этого не делают, то их осуждают, считают аморальными, или без­нравственными .
Конечно, это не значит, что в мире всё стало хорошо, нет бедствий и страданий. Есть ещё и войны, и голод, и болезни. Одна­ко люди становятся лучше и находят в себе силы бороться со злом. И помогает им в этом знание о добре и зле. Благодаря этому, люди стремятся к мирной жизни, дружбе, взаимо­помощи, стараются заботиться друг о друге.


Урок 7 – Добродетель и порок  

Добродетель и порок — это две противопо­ложные характеристики личности, по кото­рым её оценивают другие люди.



Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится доброде­тельным. Что же такое добродетель?
Добродетель выражает стремление челове­ка к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. Таким образцом для под­ражания могут быть родители, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персона­жи (богатыри, мушкетёры, рыцари). Стара­ясь быть похожим на эти моральные образ­цы, человек учится быть добродетельным.
Кроме того, добродетель — это и отдель­ное положительное качество человека. На­пример, трудолюбие, работоспособность, от­ветственность, дружелюбие, вежливость, спо­собность сопереживать, сочувствовать и т. п.
Действия, результатом которых оказыва­ется причинение зла себе или другим людям, называются пороками. Пороком можно на­звать и предосудительный недостаток челове­ка, свойство характера, которое позорит его. Например, жадность, лень, лживость, хвас­товство, зазнайство и т. п.



Нравственный человек знает, что такое добро и зло. Он сознательно совершает доб­родетельные поступки, избегая порочных.


Что нужно делать, чтобы стать доброде­тельным?
Моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни.
С раннего детства человек общается с дру­гими людьми, наблюдает за их поступками, берёт с них пример. Иногда человек ошиба­ется и поступает плохо. Однако постепенно, пробуя и ошибаясь, прислушиваясь к мне­нию окружающих его людей, сравнивая свои поступки с их действиями, человек учится жить в обществе. Он учится быть доброде­тельным, приобретает положительные каче­ства личности, т. е. нравственно совершен­ствуется.
Первым шагом к добродетельному поведе­нию является признание ценности других людей. Что это значит? Это значит, что в сво­их поступках человек не может ориентиро­ваться только на свои интересы и убеждения,

он должен уважать интересы и убеждения других людей, прислушиваться к их мнению.
Путь к добродетели трудный и долгий. Кому-то кажется, что проще жить так, как хочется только ему. Но тогда этот человек должен быть готов к тому, что окружающие будут избегать общения с ним, не захотят с ним дружить, любить его.
Конечно, ни один человек никогда не смо­жет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться посту­пать добродетельно и избегать порочного по­ведения.


Урок 8 – Добродетель и порок

Существует много добродетелей и пороков. Наиболее известное в этике понимание и де­ление добродетелей было предложено древ­негреческим философом Аристотелем. Он считал, что добродетель — это способность во всём поступать наилучшим образом. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Для лучшего понимания приведём примеры.
Расточительность — щедрость — скупость.
Щедрость — середина между расточитель­ностью и скупостью. Щедрость как доброде­тель выражает отношение человека к мате­риальным вещам. В этом случае расточитель­ность — избыток, а скупость — недостаток.

Плохо, когда человек скупой и не делится с теми, кто в этом нуждается, но не лучше также быть расточительным. Казалось бы, хо­рошо, когда человек не жалеет ничего для других, раздаёт то, что имеет, всем без исклю­чения по первой просьбе. Но рано или поздно к нему может обратиться человек, который действительно нуждается, а помочь ему уже будет нельзя. Быть щедрым — значит уметь давать людям то, в чём они действительно нуждаются, и тогда, когда им это необходимо.
I

Вредность — дружелюбие — угодничество.
Дружелюбие — середина между угодничест­вом и вредностью, вздорностью. Дружелюбие как добродетель выражает степень искреннос­ти в отношениях между людьми. Избыток в данном случае — вредность, вздорность. Недостаток — угодничество. Угодливый чело­век хочет понравиться всем, всем льстит, угождает. Если угодничество сочетается с же­ланием получить собственную выгоду, то по­лучается подхалимство. Дружелюбие как доб­родетель — это умение поддерживать отноше­ния с другими людьми, не забывая о чувстве собственного достоинства, т. е. уважения к себе. Это чувство не даёт человеку унижаться, отвечать грубостью на грубость и т. п.
Безрассудная отвага — мужество — трусость.
Мужество — середина между трусостью и безрассудной, бездумной отвагой. Мужест­венный человек правильно оценивает опас­ность, помогая другим и себе. Избытком в данном случае является безрассудная отвага, а недостатком — трусость.
Есть ещё много других добродетелей и по­роков. Но нет единых правил, которые мож­но выучить, чтобы стать добродетельным. Поэтому каждый человек должен сам пра­вильно оценить конкретную ситуацию, что­бы совершить хороший поступок. Именно этот поступок и будет добродетельным.

Урок 9 – Свобода и моральный выбор человека

Особенностью человека как живого сущест­ва является то, что он обладает свободой. Свобода — это способность человека опреде­лять своё поведение с учётом законов при­роды и общества.
Животные не свободны в своих действиях, ими руководит инстинкт. Хищники, напри­мер лев и волк, не могут не убивать других животных. Стремление убивать заложено в них природой — иначе они не выживут. В человеке тоже многое зависит от природы. Он, например, не может выбирать, дышать ему или не дышать. Однако он может выби­рать, как ему поступить по отношению к другим людям.
С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора. Моральный выбор — это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует че­ловек, между различными идеалами, к которым он стре­мится. В конечном счёте это выбор между добром и злом.
Ситуаций морального выбо­ра, в которых оказывается че­ловек на протяжении всей своей жизни, очень много. Рассмотрим некоторые из них.
Выбор между нравственным и безнрав­ственным поведением прежде всего зависит от стойкости следования добродетелям, кото­рые и составляют характер человека. Поэто­му можно сказать, что моральный выбор — это результат стойкости характера. Именно

от человека зависит, станет он морально доб­рым или злым, пойдёт по пути добродетели или по пути порока.
Часто человек должен выбирать между своими интересами и интересами других людей. Считается, что добродетельный чело­век должен следовать интересам других. Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным ин­тересам и желаниям. Однако не все люди добродетельные, и порой их интересы могут противоречить нормам морали.
Например, один человек хочет совершить кражу или обмануть кого-то и просит прия­теля помочь ему. В этом случае моральный выбор требует от приятеля не только не помо­гать, но и помешать вору или мошеннику сде­лать задуманное. Человек не может не учиты­вать мнения других людей. Однако если он убеждён в своей моральной правоте, то дела­ет выбор в пользу отстаивания своей позиции.
Люди связаны друг с другом разнообразны­ми обязанностями, одну из которых трудно исполнить, не нарушив другой. Как, напри­мер, сдержать обещание хранить доверенную тайну, если её сокрытие может нанести вред другим людям? Поэтому важно давать только такие обещания, которые точно можно выпол­нить без ущерба для других.
Острая ситуация морального выбора иногда называется моральным конфликтом. Мораль­ный конфликт — это когда стремления к од­ной нравственной ценности разрушают дру­гую, возможно, не менее дорогую. При разре­шении морального конфликта очень важно сделать не просто правильный, а добродетель­ный выбор.


Урок 10 – Свобода и ответственность  


Свобода человека всегда связана с ответ­ственностью. Ответственность — это черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.
Ответственное поведение личности воз­можно только при определённых условиях.
Во-первых, человек ответственен только за те поступки, которые являются результа­том его свободного выбора. Человек не несёт ответственности за то, что он не совершил, или за то, что от него не зависит.
Например, если человека толкнули и он, падая, нанёс кому-то вред, то он не может быть обвинён и не несёт за это ответственнос­ти. Отвечать за причинённый вред должен тот, кто толкнул, потому что он мог этого и не делать.
Во-вторых, важным условием при оценке ответственности поступка и человека, его со­вершившего, является преднамеренность.
Что такое преднамеренность? Это когда какой-либо поступок совершается созна­тельно. Намеренная помощь ценится гораздо выше случайной.
Преднамеренное причинение зла хуже не­преднамеренного. Но и за непреднамеренное причинение зла человек тоже должен нести ответственность.
В-третьих, человек должен отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий.
Например, выбрасывая что-то из окна (а это уже безнравственно), человек не поду­мал, что может попасть в прохожего и нанести ему травму. Однако это не значит, что он не несёт за это ответственности.
Поэтому, прежде чем сделать что-то, чело­век должен подумать: «А к каким послед­ствиям приведёт мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-то вред?». Способность задавать себе такие вопросы — внутренняя обязан­ность человека. Она свидетельствует о его от­ветственности перед собой и другими людьми.
Говоря об ответственности, важно уяс­нить, кто и что входит в отношения ответ­ственности. Прежде всего это тот, кто несёт ответственность, т. е. человек, который осу­ществил свой сознательный свободный мо­ральный выбор, затем тот или те, перед кем человек несёт ответственность, и наконец, то, за что человек несёт ответственность.


Конечно, ответственность у всех разная. Она зависит и от возраста, и от того, какое место человек занимает в обществе. Родите­ли несут ответственность за детей, а дети — за порученные им дела. Учителя несут ответ­ственность за то, чтобы школьники учились, а ученики — за то, как они учатся. Чем больше людей зависит от человека, тем больше степень его ответственности.
Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответ­ственности очень близко понятию заботы.
Приведём пример. Туристы оставили пос­ле себя на привале в лесу мусор и не поту­шили костёр. Всё это наносит огромный вред природе. Ответственные люди так не посту­пают. Они заботятся о природе и о тех лю­дях, которые придут сюда после них. Насто­ящие туристы обязательно оставят место сво­его привала в полном порядке.


Урок 11 – Моральный долг  



Моральное, добродетельное поведение не­возможно без понимания человеком своего долга. Долг — это осознание человеком не­обходимости исполнения моральных норм. В моральном долге внешние культурные нормы превращаются в личную задачу каж­дого человека. Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений. Долг тесно свя­зан со свободой и ответственностью. Через понимание и осознание своего долга человек свободно и добровольно принимает на себя обязательства по отношению к себе и дру­гим. Поэтому моральный долг иногда назы­вают моральными обязанностями. Какие же моральные обязанности есть у человека?
Обязанность исполнять установленные в обществе моральные нормы. Так, доброде­тельный человек исполняет норму «не лги» не потому, что он боится наказания, а пото­му, что убеждён: говорить правду — его долг. Добродетельный человек помогает дру­гому не в расчёте на награду или благодар­ность, а потому, что чувствует себя обязан­ным поступать именно так.
Обязанность уважать других людей и их права. Каждый человек имеет право свобод­но выражать своё мнение. И другие люди должны уважать это право. Однако это не означает, что нужно всегда соглашаться с мнениями других. У каждого человека есть свои убеждения, мнение. И нельзя преследо­вать, унижать, осуждать или оскорблять человека, а тем более принуждать его отка­заться от своих убеждений, если они не совпадают с вашими. Исключением являются только те права, которые все должны уважать. Если эти убеждения не противоречат правам других людей, то никто не может препятство­вать человеку в осуществлении его прав.
Кроме того, есть много обязанностей, ко­торые люди добровольно принимают на себя. Так, давая обещание что-то сделать, человек берёт на себя обязанность сдержать его. Если обещание было дано свободно, т. е. без при­нуждения или обмана, то его необходимо выполнить.
К моральным обязанностям человека отно­сится бескорыстная помощь другим людям. Раньше шла речь о моральной ответственнос­ти как заботе о других. Бескорыстно помо­гать другим людям, когда они в этом нужда­ются, — моральный долг человека.
Моральной обязанностью является и бла­годарность. Когда один человек оказывает помощь другому в соответствии со своим мо­ральным долгом, не рассчитывая на матери­альную благодарность, то можно поблагода­рить его, сказав «спасибо», и быть готовым помочь ему, когда это понадобится.
Есть ещё много других обязанностей, свя­занных с взаимоотношениями людей. Есть родительский долг — заботиться о детях. Есть долг заботиться о больных и стариках. Есть профессиональный долг, который свя­зан с выполнением обязанностей по работе. Есть патриотический долг, который выража­ется в защите своей Родины, в заботе о её процветании.
Самое главное в моральном долге — это не слепое выполнение существующих в общест­ве норм и требований, а сознательное и доб­ровольное следование им.



Урок 12 – Справедливость  

В отношениях между людьми важную роль играет справедливость. Каждый человек хо­чет, чтобы к нему относились справедливо. Что же такое справедливость?
Справедливость — это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов ит. п. Аристотель называл справед­ливость совершенной добродетелью.
Известны разные представления о спра­ведливости. Например, в XIX в. дворяне занимали высокое положение в обществе. Их почитали прежде всего за благородное проис­хождение и за богатство, а не за заслуги или выдающиеся способности. И это считалось морально оправданным и справедливым.
У некоторых народов раньше справедли­вым считалось правило «Око за око, зуб за зуб». И сегодня кое-где существует обычай кровной мести. Однако в современном об­ществе большинство людей считают это не­справедливым и принимают меры для иско­ренения этого дикого обычая.
Ученики тоже часто задумываются о спра­ведливости. Справедливо ли мне поставили отметку? Справедливо ли родители наказали за провинность?
Вот основные признаки, по которым мож­но судить о справедливости.
Признак соразмерности, который означа­ет, что поступок должен быть оценён по за­слугам. За хороший, добродетельный посту­пок человек заслуживает награду, похвалу, почёт и уважение. За плохой поступок он должен быть справедливо наказан. Человек должен знать, за что он получил награду или наказание.
Признак уравнивания, или «равное за равное», требует равенства труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возме­щения. Несправедливо, если за одинаковые знания одинаково успевающие ученики по­лучат разные оценки. Но несправедливо и другое, когда за разные знания поставлены одинаковые оценки.
Какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо отно­ситься к другим?
Избегать в своих действиях зла (унижения достоинства, обмана и насилия).
Стремиться к борьбе с пороками и недостат­ками, а не с людьми, у которых они есть.
Признавать правоту других людей, сомне­ваться в собственной безусловной правоте.
Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.
Справедливость требует соблюдения прав других людей, не допускает посягательства на личность и достоинство человека. Спра­ведливость во многом направлена на испол­нение обязанностей человека перед другими людьми и перед самим собой.
В противоположность ей несправедливость наносит вред не только тем, на кого она на­правлена, но и тому, кто её творит. Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя. Тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.

Урок 13 – Альтруизм и эгоизм  

Часто поступки людей в моральном отно­шении оцениваются как альтруистические или эгоистические. При этом эгоистические поступки осуждаются, а альтруистические по­ощряются. Порой можно услышать гневное «Не будь эгоистом!» или удивлённое «Да ты — альтруист!». Так что же такое альтруизм и эгоизм?
Слово «альтруизм» происходит от латинско­го слова альтер — другой. Поэтому в широ­ком смысле альтруизм — это любые действия, направленные на благо другого, будь то чело­век или общество. В более точном смысле альтруизм — это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совер­шения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.
Альтруист хочет, чтобы всем было хоро­шо. Однако его желания не всегда совпадают с желаниями и действиями других людей. Почему люди всё же совершают альтруисти­ческие поступки?

Зачастую человек помогает другим только потому, что может это сделать. Он чувствует в себе силы, которые может потратить на добрые дела. Сочувствуя чужому горю, стра­данию и нужде, человек свободно отдаёт людям свои силы независимо от возможных последствий для себя. Альтруизму проти­востоит эгоизм.
Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том чис­ле и в ущерб интересам других людей или общества. «Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста. Он спокойно может на­рушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями.
Следует различать крайний и умеренный (разумный) эгоизм. Крайний эгоизм проявля­ется в виде самомнения, неуважения к дру­гим людям, пренебрежения их достоинством и правами. Окружающие люди воспринима­ются только как средство для достижения собственных целей.
Другое дело — разумный эгоизм. Разум­ный эгоизм — способность человека, пресле­дуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удов­летворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и об­ществе, в котором он живёт.
Будучи противоположностями, альтруизм и эгоизм могут успешно дополнять друг друга. Дело в том, что при всей моральной привле­кательности альтруизм не свободен от недо­статков. Так, больше ценятся альтруистиче­ские поступки, направленные на благо «даль­него», помощь случайным людям. Это проис­ходит потому, что в таких поступках наиболее очевидна бескорыстность альтруиста. Однако излишняя любовь к «дальнему» может при­вести к забвению «ближних». И в данном слу­чае уместно представление о добродетели как середине между двумя крайностями. Такой серединой является разумный эгоизм.

Урок 14 – Дружба  

Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, служебные отношения, отношения между учителями и учениками, между одноклассни­ками, соседские отношения и др. С моральной точки зрения все они должны быть доброде­тельными, строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Но даже если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок, если у него нет друзей.
Дружба — это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интере­сах. Прочная дружба возможна только при соблюдении определённых правил, главными из которых являются уважение друг друга, умение признавать свои ошибки. Дружба — это и забота о друге, готовность прийти на помощь, не требуя ничего взамен.
Одна из отличительных черт дружбы — из­бирательность. Человек не выбирает своих соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не случайно говорят:
«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Ещё одна отличительная черта дружбы — бескорыстность. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто при­ятно во всём помогать друг другу. Настоящие друзья не ждут, когда их позовут на помощь, а сами её предлагают. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.
Друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов. Это люди, близкие по духу, поведению и увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет различий. Различия есть, но они только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.
Кого выбрать себе в друзья? Как выяс­нить, настоящий ли у тебя друг? Ведь не бу­дешь же устраивать ему проверку. Так мож­но обидеть человека недоверием и потерять друга. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но с этической точки зрения можно ска­зать, что надёжнее дружить с хорошим, доб­родетельным человеком, на которого можно положиться. Чем надёжнее человек, тем больше у него друзей.



Урок 15 – Что значит быть моральным  

Что значит быть моральным? Человечество всегда искало ответ на этот вопрос, который одновременно важен и труден. На этом пути было много ошибок, но и много достижений. И пусть окончательного ответа пока нет, но каждый человек своей жизнью, своим пове­дением вносит посильный вклад в его поиск.
Как уже говорилось, этика предполагает, что люди сами могут определить, что такое добро и зло. Добро и зло не просто сущест­вуют в жизни людей и проявляются в по­ступках, они созданы людьми. Мораль — это результат преобразовательной деятельности человека, неотъемлемая часть культуры. Да, человек создал зло. И примеров зла (униже­ние человеческого достоинства, обман и на­силие) было много в истории человечества. Есть оно и в современном мире, и в нашей жизни. Но добро тоже создали люди. Они стараются так организовать свою жизнь, что­бы отношения между ними строились на ос­нове сотрудничества, а не вражды. Это означает, что существование зла зависит от са­мих людей. И если люди приложат усилия, то зла в обществе станет меньше, а добра — больше.




Именно от человека зависит, какой он — хороший или плохой. Добродетель есть со­знательный выбор наилучшего в поступках по отношению к другим людям. Стать доб­рым человек может самостоятельно.
Человек должен отвечать за свои поступ­ки перед другими людьми и получать заслу­женную оценку от окружающих. Человек свободен, а значит, от его действий и мораль­ного выбора зависит дальнейшая жизнь его самого и окружающих его людей. За свои поступки человек должен нести ответствен­ность, быть справедливо вознаграждён или наказан. Способность признания заслуг, справедливость в отношениях между людь­ми — важнейшая часть морального пове­дения.
Человек выполняет существующие мо­ральные нормы не по принуждению, а на ос­нове своих убеждений. Через понимание и осознание своего долга он свободно и добро­вольно принимает на себя обязательства по отношению к себе и другим. И если сущест­вующие нормы противоречат долгу и убеж­дениям человека, за ним всегда остаётся пра­во отстаивать свои убеждения и прилагать усилия по изменению существующих норм. Главное, чтобы это делалось в соответствии с идеалами добра, с уважением к правам других.
Светская этика не даёт готовых ответов на все вопросы. Её задача — сделать выводы из исторического опыта человечества, оставив за каждым человеком право и возможность использовать эти знания для принятия само­стоятельного решения и морального выбора.


Урок 16 – 17  Подведение итогов

Дорогие друзья!
Завершается учебный год. Вы много узна­ли о том, что такое светская этика, что она изучает, какие основные понятия входят в эту науку, в чём она может вам помочь и т. д.
Изучение основ светской этики продол­жится в первой четверти 5 класса.
Чтобы закрепить пройденный материал, перед летними каникулами предлагаем вам подготовить небольшую творческую работу.
Выберите одну из предложенных ниже тем. Посоветуйтесь с родителями, бабушкой и дедушкой, другом, как лучше написать и оформить работу.
При необходимости, воспользуйтесь домаш­ней библиотекой, Интернетом или сходите в школьную библиотеку. Найдите книги по своей теме. Они помогут вам более глубоко раскрыть её.
Напишите текст, подберите иллюстрации или сами нарисуйте их. Затем прочитайте свою работу родным и друзьям. Выслушайте их мнения.
Исправьте текст, если вы считаете их со­веты и предложения полезными, а замеча­ния справедливыми.
Темы творческих работ
• «Россия — Родина моя»
• «Всюду добрые люди вокруг...»
• «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке »
• «Добро и зло в русских народных сказ­ках»
• «Добродетельные герои сказок Г.-Х. Ан­дерсена, Ш. Перро» (по выбору)
• «Добродетель и порок в сказке А. Н. Толс­того «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
• «Вот что значит настоящий, верный друг»
• «Ты навсегда в ответе за тех, кого приру­чил (А. де Сент-Экзюпери)»
Подведение предварительных итогов изу­чения курса «Основы светской этики» может происходить как в классе, так и дома при об­щении с родными и друзьями.
Для того чтобы проверить себя, узнать, хорошо ли усвоен материал, используйте сле­дующие вопросы:
1. Что такое этика?
2. Как возникла мораль и каковы её осо­бенности?
3. Что такое добро и что такое зло? При­ведите примеры.
4. Какого человека можно назвать добро­детельным? Приведите примеры.
5. Как понимал добродетель древнегречес­кий философ Аристотель?
6. Что такое свобода человека?
7. Что такое моральный выбор?
8. Что такое дружба?
9. Что значит быть моральным?
Эти темы можно обсудить с одноклассни­ками или с родителями, дедушкой и бабуш­кой, старшими братьями и сестрами, другом.


Урок 18 – Род и семья – исток нравственных отношений  

Г од и семья — это первые объединения лю­дей. Они возникли много тысяч лет назад и по-прежнему имеют большое значение для человека. Род — это люди, которые считают себя потомками общего предка по материн­ской или отцовской линии.
Давным-давно возникли разные символы рода, например фамилии. В древности осно­вателем рода иногда считали не человека, а легендарное или мифическое существо, жи­вотного или зверя, например волка, медведя, зайца. Отсюда и фамилии: Волковы, Медве­девы, Зайцевы. Символом рода могли быть и родовая земля, и родовые духи-покровители, и родовые имена, флаги, гербы. На родовых и семейных гербах символически изобража­ется всё, чем особенно гордится род и семья.
Родство бывает не только по рождению. Иногда семьи усыновляют или удочеряют чу­жих детей. Тогда приёмные дети и родители становятся близкими родственниками.
Чем древнее народ, тем сложнее система родства — родословная. Она определяет мес­то человека в семье, помогает ему выстроить с близкими людьми особые родственные нрав­ственные отношения. Эти отношения основа­ны на понимании того, что жизнь родных — большая ценность. Строятся родственные от­ношения чаще всего на взаимной любви роди­телей и детей, старшего и младшего поколе­ний. Любовь позволяет людям чувствовать свою ценность.

Семья помогает человеку понять своё мес­то среди других людей. Именно в семейном кругу люди стали различать и уважать осо­бые неравные отношения (иерархию, субор­динацию), без которых общество не может существовать. Старшие (не только по возрас­ту, но и по положению) выполняют более важные, ответственные роли. Человек вы­нужден понимать меру своей значимости в каждой конкретной жизненной ситуации. Чёткое понимание и выполнение своей роли в семье позволяет чувствовать себя её полно­ценным членом, уважаемым человеком: от­цом, матерью, сыном, дочерью, внуком.
Семейные роли предполагают выполнение определённых важных, порой нелёгких обя­занностей. Это и воспитание детей, и забота об их образовании, и зарабатывание средств к существованию и т. д.
В семье человек может чаще, чем где-ли­бо, рассчитывать на понимание и прощение, потому что здесь его больше всего любят.
Семейные роли и обязанности изменчивы. По традиции главой семьи считается муж­чина. Он решает самые важные вопросы. Однако в некоторых семьях эту роль выпол­няет женщина. Есть семьи, где две главы — муж и жена. В этом случае каждый автори­тетен в своём деле. Важнейшую роль в семье играют дети. Они помощники и советчики, а часто вдохновители и исполнители хоро­ших дел.

Главная задача рода и семьи — дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, соз­давая благоприятные условия жизни. Ра­дость рождения ребёнка и горе смерти чело­века острее всего переживают родственники. Эти чувства привели человечество к мысли о ценности жизни.


Урок 19 – Нравственный поступок

Что такое поступок? Как его оценить? Как управлять своими поступками? Эти вопросы главные в этике.
Поступок — это непосредственное выраже­ние морали, т. е. поступок показывает, мо­рален человек или нет. В большинстве слу­чаев поступки — это действия, но иногда они могут быть и воздержанием от действий. При этом не всякое действие — поступок.
Нравственный поступок — это только то действие человека, которое он совершает, ру­ководствуясь нравственными идеями и цен­ностями. Это осознанное действие, с опреде­лённой целью. В таком поступке выражено нравственное отношение одного человека к другому. Нравственный поступок имеет осо­бые признаки. Выделим из них пять.
1. Мотив поступка. Рассматривая любой поступок, важно решить, зачем он совершён. Если на этот вопрос есть хотя бы какой-то ответ, значит, есть мотив, побуждающий че­ловека к действию.
2. Цель поступка, т. е. намерения человека. Зная намерения человека, можно понять его поступок. Только действие, которое в состоя­нии ответить на вопрос «для чего?», является поступком.
3. Средства достижения цели. Чтобы оценить действия человека с точки зрения морали, надо знать, к каким последствиям они привели. Здесь возникает главный во­прос — вопрос о взаимосвязи цели и средств. Есть такое выражение: «Цель оправдывает средства». Что это значит? Что для достиже­ния цели любые средства хороши? Любые ли?


Рассмотрим это на примере. Уче­ник очень хотел подарить своему де­душке на день рождения удочку, но у него не хватало денег, чтобы её купить. В коридоре школы мальчик нашёл кошелёк с деньгами. И вмес­то того чтобы отдать кошелёк вла­дельцу, он взял деньги себе и купил удочку. Цель у мальчика была хо­рошая — он хотел сделать дедушке приятное. Но средство достижения (присвоение чужих денег) этой цели было безнравственным.
Поэтому в морали при обдумыва­нии поступка цель очень важна, она занимает первое место. А вот при выполнении действий важнее сред­ства. Они могут сделать поступок мораль­ным, нравственным или, наоборот, амораль­ным, безнравственным.
4. Само действие. Чтобы рассмотреть по­ступок с нравственной точки зрения, надо знать обстоятельства, в которых действовал человек: действовал он добровольно или по принуждению. Только добровольный посту­пок, когда человек мог поступить иначе, но выбрал именно эти действия, говорит о его нравственности. Кроме этого, иногда важно, где, когда, каким образом действовал человек.
5. Результат поступка. Это то, ради чего человек действовал. Результат может быть положительным или отрицательным, так как поступок может принести пользу или на­нести вред.
О том, каким может быть результат, мож­но только предполагать.


Урок 20 – Золотое правило нравственности  

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечест­во всегда искало и продолжает искать спосо­бы правильного выбора и обоснования по­ступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в XVIII в. Но на самом деле это правило как способ управления поведением сложилось гораздо раньше. Оно встречается во множестве формулировок, например в учениях древнекитайского философа Конфу­ция, древнегреческого философа и математи­ка Фалеса, римского философа Сенеки и др. Приведём две наиболее известные его трак­товки.
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по от­ношению к тебе».
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Золотое правило нравственности является самым общим принципом для обоснования морали. С его помощью человечество попы­талось выработать универсальный способ вы­бора поступка.


В этом огромная положитель­ная роль золотого правила в развитии нрав­ственности. Оно заставляет человека предви­деть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.
Как применять золотое правило в жизни? Сначала следует оценить последствия поступ­ка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует пе­репроверить относительно того, на кого на­правлено действие, т. е. попытаться встать на его место.

Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Затем отве­тить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то посту­пок совершать нельзя.


Урок 21  - Стыд, вина и извинение  

Стыд — это тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми. Поводами для осуждения обычно становятся нарушения нравственных норм и измена моральным идеалам. Именно стыд позволяет человеку остро чувствовать свою связь с другими людьми. Это чувство ориентирует человека на существующие в обществе нравственные нормы.
Стыд может быть формой общественного воздействия на человека. Например, ученика перед всем классом стыдят за то, что он обидел слабого. Стыд можно вызвать осмеянием, насмешками, он может возникнуть во время наказания, в том числе и телесного.
Существует множество причин для переживания чувства стыда. Это несоответствие высоким моральным образцам, неспособность проявить качества, необходимые в конкретной ситуации: решительность, честность, выдержку и др.
Стыд ограждает от дурных поступков, но иногда удерживает и от хороших. Существует понятие «ложный стыд». Оно связано с
ошибочными представлениями о нравствен­ности. Например, слушая объяснение нового материала, ученик что-то не понял, но по­стеснялся переспросить. Ему было стыдно, что все поняли, а он нет. Это, конечно, лож­ный стыд. Стыд может быть связан с таки­ми переживаниями, как обида, страх, вина.
Вина — это переживание человека по по­воду своего несоответствия нормам, невыпол­нения долга перед самим собой. Вина — про­тивоположность стыда. Стыд — ответствен­ность за проступок перед другими, вина — ответственность перед собой. Стыд и вина фор­мируют совесть человека. Если эти чувства не развиты, человек бессовестный. Чувство вины очень тяжёлое переживание. Оно серьёзно влияет на психику человека, подчас не даёт ему спокойно жить. Преодоление чувства вины приходит с раскаянием, т. е. с сожале­нием о происшедшем. Раскаяться — значит принять нравственное решение не повторять свои ошибки, изменить своё поведение.
Чтобы избавиться от чувства вины, надо извиниться перед тем человеком, которого вы обидели. Порой сделать это совсем не просто, но это необходимо. Извиняясь, мож­но сказать: «Прости, я не хотел тебя оби­деть», «Я не думала, что это обидит тебя», «Мне очень жаль, что так случилось. Обе­щаю, что это никогда не повторится». Прось­ба о прощении вовсе не признак слабости, унижения. Наоборот, это признак сильного человека, способного совершить поступок и восстановить добрые отношения.
Преодолению чувства вины служит проще­ние. Прощение должно происходить по доб­рой воле обиженных и пострадавших. Уметь прощать — значит быть великодушным, т. е. обладать высокими душевными качествами.


Урок 22  - Честь и достоинство   

Каким меня воспринимают окружающие? Каково моё положение среди людей? Ценят ли они меня как личность? На эти и подоб­ные вопросы позволяют ответить такие важ­ные нравственные характеристики человека, как честь и достоинство. Они помогают опре­делить нравственную ценность человека.
Честь — это достойные уважения и гор­дости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.
Если человек держит своё слово, не преда­ёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь сла­бым, то о нём говорят «человек чести».
Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальнос­ти, богатства и всего прочего человек досто­ин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.



В достоинстве выражено представление лю­дей о равенстве. Задача каждого человека — не умалять достоинство других и не терять собственного.


Достоинство помогает человеку быть уве­ренным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». Достоинство по­зволяет избегать взаимных обид.

Честь и достоинство необходимы в те мо­менты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку со­вершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.


Урок 23 – Совесть    

Первым, кто попытался понять, что такое совесть, был древнегреческий философ Де­мокрит. В то время ещё не было слова «совесть», и Демокрит писал, что это пере­живание связано со стыдом, но отличается от него. Стыд — тяжёлое переживание позора перед другими людьми за своё поведение, а совесть — это стыд перед самим собой.
Совесть — это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. Она мучает челове­ка независимо от того, знают ли окружаю­щие о его поступке или нет. Это пережива­ние может возникнуть одновременно с по­ступком, после него и при воспоминании о нём. По мнению древнегреческого философа Демокрита, надо стыдиться не только дурных поступков, но даже речей и мыслей о них.
Многие философы считали, что человек рождается совестливым. Современная этика утверждает, что совесть развивается и воспи­тывается в реальных условиях жизни.


Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках, критически их оцени­вать. Она напоминает ему об обязанностях, долге, ответственности. Совесть игнорирует хитрые оправдания, многословные доказа­тельства собственной невиновности. Она мол­ча и неотступно заставляет человека гово­рить себе правду. Совесть — это наш внут­ренний судья.
Голосу совести сопутствуют два главных чувства: удовлетворённость и неудовлетво­рённость. Удовлетворённость вызывает спо­койная, чистая совесть — награда за нрав­ственные усилия. Человек осознаёт, что он в общем справляется со своими моральными обязанностями, что за ним нет существенных нарушений долга и отступлений от нрав­ственных правил. Это чувство даёт ему урав­новешенность и спокойствие.
Неудовлетворённость собой рождает муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о слу­чившемся, хочет исправить ошибку и не со­вершать подобного в будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда и ста­новится одним из самых сильных чувств.
Чтобы преодолевать препятствия, испол­нять задуманное, добиваться поставленной цели, человеку нужна воля. Именно она за­ставляет его размышлять над совершёнными поступками, оценивать и переоценивать их.
Совесть всё же очень личная оценка. Она может обманывать нас: напрасно хвалить или чрезмерно ругать. Будем справедливы к себе и другим!


Урок 24  - Нравственные идеалы    



История народов — это в том числе и ис­тория войн. Нет народа, у которого не было бы смелых, мужественных защитников Оте­чества. В Древней Руси это были богатыри.
Все, конечно, знают богатырей Илью Му­ромца, Добрыню Никитича, Алёшу Попо­вича. Об их подвигах и силе складывались былины и сказки. Их изображали на своих картинах художники.
Смелость, мужество, находчивость, сила духа и физическая сила богатырей не раз спасали Россию от иноземных захватчиков. Богатыри оказали большое влияние на совре­менные нравственные представления о вои­нах.
Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели определённые правила в применение силы, провозгласили правила честного поединка.
Какие же это были правила?
Во-первых, противники должны были договариваться о месте и времени поединка. Во-вторых, если один противник был вооружён хуже другого, следовало его довооружить, чтобы биться на равных. Существовал запрет на использова­ние хитростей и случайных преимуществ.


Сила применялась только против сильных, равных и для защиты слабых. Презирали богатыри тех, кто наносил удар в спину. Соблюдение этих правил подчёркивало высо­кие нравственные качества воинов.


Важнейшая добродетель воинской дружи­ны — верность. Это верность присяге, клят­ве, слову, данному товарищам по оружию.
Особое значение богатыри придавали по­нятию чести. Оружие, доспехи, конь, опреде­лённое место за столом на пиру были симво­лами чести и уважения. Только победа без хитрости и подлости делала честь воинам и прославляла их.

Урок 25  - Нравственные идеалы    
Рыцари в Средние века (XII—XIV вв.) в За­падной Европе были воинами, которые несли службу в войсках сеньоров (землевладель­цев). От своих сеньоров рыцари получали земли при условии, что они приобретут ко­ня, дорогое вооружение (меч, латы, щит) и, когда понадобится, будут защищать земли своего господина.
Рыцари получали особое рыцарское вос­питание, участвовали в турнирах. Рыцарь должен был обладать такими моральными качествами, как верность долгу, смелость, решительность, благородное, романтическое отношение к женщине (служение прекрасной даме) и др.
На основе рыцарского нравственного об­разца в XIX в. сложился образ джентльмена.
Изначально джентльменом считался муж­чина благородного происхождения. Потом так стали называть образованного и воспи­танного мужчину, респектабельного (достой­ного, вызывающего уважение) и уравнове­шенного (даже чопорного и невозмутимого). Джентльменов отличало умение держать своё слово (джентльменское соглашение), подчёрк­нуто вежливое отношение к женщинам, пунк­туальность, элегантность в одежде.
Верность слову — одна из главных добро­детелей джентльмена. Он свои обещания всегда выполнял и никогда не нарушал дан­ного слова, поэтому джентльменские согла­шения считались абсолютно порядочными в деловых ситуациях.


Джентльмен разбирался в различных во­просах, имел широкий кругозор. Например, такой настоящий джентльмен, как Шерлок Холмс, знал и умел больше, чем профессио­нальные сыщики Скотланд-Ярда.



Ещё одна важная черта джентльмена — его особый патриотизм. Он интересовался по­литикой, видел общественные проблемы и размышлял над их решением с позиции го­сударства. Это был государственный человек.
Леди — изначально замужняя женщина аристократического круга.
Позже леди стали называть образованную, воспитанную женщину, которая следует в жизни строгим нравственным правилам. Кро­ме того, она имеет уравновешенный, сдержан­ный характер, добра, приветлива, элегантна. Леди занимались благотворительностью, помо­гали сиротам.
В наше время рыцарь, джентльмен и леди стали именами нарицательными. Ими при­нято называть людей, чьё поведение и эти­ческие ценности соответствуют этим образам.




Урок 26  - Образы нравственности в культуре Отечества     

Россия — великая страна. Она развивается своим путём, в основе которого лежат особые культурные традиции.
Культура России — это пример огромных достижений. Она дала человечеству гениев мировой величины.
Культура России — сокровищница знаний, духовных ценностей, исторического опыта и устойчивых норм-образцов нравственного поведения.
К таким образцам относятся труженик, патриот, воин, коллективист.
Труженик — трудолюбивый человек, кото­рый своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны.
Патриотизм является одним из древней­ших качеств и идей нравственного сознания. Патриотизм — это любовь к Родине, привер­женность традициям отцов, уважение обыча­ев, нравственных ценностей предшествую­щих поколений.
Патриот — человек, любящий свою Роди­ну, свой народ, готовый ради них на жерт­вы, трудовые и ратные подвиги. Без патрио­тизма всех народов России невозможна была бы победа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Народы России всегда прославляли во­ина — защитника Отечества. Воины наделя­лись разными добродетелями, были для всех нравственными идеалами, потому что они защищали родную землю, свой народ, не щадя своей жизни.

Коллективизм ещё одна важная черта нрав­ственности россиян. Коллективизм — это сотрудничество, взаимопомощь. Коллекти­вист заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным.
Человек с детства приучается жить в кол­лективе. Сначала это коллектив детского сада, школьный коллектив — класс, затем студенческий или производственный кол­лектив.
В России принято принимать близко к сердцу всё, что происходит с коллективом. По традиционным российским представлени­ям человеку труднее добиваться всего самому без поддержки семьи, друзей, трудового кол­лектива, страны в целом. Ощущение своей силы за счёт мощи народа всегда позволяло человеку гордиться «своими» и чувствовать собственное достоинство от принадлежности к сильному коллективу.


Урок 27  - Этикет

Человек встречается с друзьями, ездит в транспорте, ходит в кино и театры, в мага­зины, принимает пищу, выбирает одежду. Во всех этих случаях он оказывается среди других людей. Человек в зависимости от сво­его настроения может по-разному относиться к окружающим. И он своими действиями, мимикой, жестами или словами передаёт своё к ним отношение.
Этикет — это правила хорошего поведе­ния. Слово «этикет» возникло во Франции от названия карточки-этикетки. Этикетка — описание товара, а этикет — описание образ­цов поведения.
Эти образцы вырабатывались многие сот­ни лет. И каждый человек в принципе зна­ет, как вести себя вежливо. Знает, что надо здороваться, говорить «пожалуйста» и «спа­сибо», что нельзя разговаривать с набитым ртом и т. д. В этикете ещё много других пра­вил. Рассмотрим некоторые из них.
Выбор одежды, точнее, костюма. Этот вы­бор зависит от времени года, вкусов, финан­совых возможностей человека и моды. Но с точки зрения этикета главное — уместность одежды. Для работы необходим деловой кос­тюм, для занятий физической культурой — спортивный костюм. Дискотеки и театры предполагают нарядную одежду, но тоже разную.
Огромное значение в этикете придаётся речи. Человек должен уметь контролировать её громкость, тон, темп и содержание. Гром­кость речи должна быть такой, чтобы всё слышал только тот, кому она адресована.


Заставлять человека вслушиваться с напря­жением так же невежливо, как и кричать. Одно слово или одну и ту же фразу можно произнести разным тоном: доброжелатель­ным, раздражённым, добродушным, ласко­вым, злым, пренебрежительным и др. От то­на меняется смысл слов. Этикет запрещает оскорбительный, унизительный тон речи. Темп речи должен быть неторопливым.



Самая важная сторона речи — её содержа­ние, т. е. то, о чём мы говорим. Не принято спрашивать у человека, какой он националь­ности, сколько он зарабатывает, не надо ни­кому, кроме врача, рассказывать о своих бо­лезнях. Не следует плохо говорить об отсут­ствующих.


Речь — важнейший способ общения меж­ду людьми. Не надо бояться завязывать раз­говор первым с незнакомым мальчиком или девочкой. Можно просто сказать: «Привет! Меня зовут Иван».
Правил этикета много. А вот основа у всех правил одна — здравый смысл и уважение к другим людям. Каждый может быть уверен: люди, которые не знают вас близко, не зна­ют, какой вы замечательный человек, будут судить о вас по вашему поведению, внешнему виду, манерам и речи. Правила этикета конк­ретны, ценны и доступны каждому. Знание этих правил не передаётся по наследству. Правилам этикета люди должны учиться.



Урок 28  - Семейные праздники     

Создавая наиболее благоприятные условия для своей жизни, древним людям приходи­лось много трудиться: обрабатывать землю, строить жилища, охотиться и т. п. Чтобы облегчить себе труд, они просили поддержки, помощи и защиты у разных сил природы. Люди обращались к небесным светилам (солнцу, звёздам), стихиям (ветру, рекам и океанам), позже к духам, а затем к богам. Им они приносили дары, пели и танцевали, произносили хвалебные слова. Для этого люди освобождались от работы в определён­ные дни. Так возникли праздники.
Праздниками отмечали всё новое: наступ­ление весны, нового года, дни рождения, день свадьбы. В такие дни собирались все вместе, чтобы почувствовать поддержку, вза­имопомощь, радость оттого, что каждый из них не одинок.
Сейчас праздник — это веселье, торжест­во, которое устраивается по какому-либо поводу. Праздники напоминают людям обо всем хорошем, что происходило с ними раньше.


История жизни каждого человека, семьи, народа и государства, а теперь и все­го человечества отражается в праздниках. Отмечая важные даты, люди вспоминают со­бытия, которые произошли в эти дни много лет назад. Праздники — это историческая память человечества.
Праздники бывают государственные (23 февраля — День защитника Отечества,
8 Марта — Международный женский день,
9 Мая — День Победы советского народа в Ве­ликой Отечественной войне 1941 —1945 гг., 12 июня — День России, 4 ноября — День народного единства и др.), общественные (День учителя, День города), семейные (дни рождения, свадьбы). Отмечаются они и офици­ально, торжественно, и по-домашнему тепло. И только семейные праздники сочетают в се­бе и то и другое.
Каждый праздник имеет свой порядок проведения — ритуал. Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках. Красиво упакованный, купленный от души подарок говорит о внимании, друж­бе и любви. Выбирая подарок, надо учиты­вать характер, увлечения и вкусы человека, которому он предназначается.
Чтобы праздник удался, нужно не только накормить гостей, но и позаботиться о том, чтобы им было весело. Однако в веселье сле­дует соблюдать меру. Слишком шумное, агрессивное и оскорбительное поведение ис­портит любой, самый прекрасный праздник. Праздничное настроение хрупкое. Надо, что­бы праздники приносили людям только ра­дость и оставляли приятные воспоминания.

Урок 29  - Жизнь человека – высшая нравственная ценность     

Ценности — это всё, что имеет большое значение для человека. Мы ценим свою стра­ну, её традиции, отношения с родителями и друзьями, свой дом, одежду, книги и многое другое. Однако высшая ценность для чело­века — это его жизнь.
Только живя, человек может радоваться и печалиться, веселиться и грустить, любить и дружить. С жизнью связаны все планы. Они станут реальностью только в том случае, если человек будет жить. Каждая жизнь уникаль­на, неповторима. Особенно ценна мирная жизнь, когда нет войны, есть близкие люди, здоровье, успехи, интересные и важные дела. Сделать жизнь такой — задача государства, общества и каждого человека.
Ценна не только счастливая жизнь, но и жизнь, полная страданий и бед. Она даёт не­оценимый опыт того, как можно переносить страдания, пережить потерю родных и близ­ких и другие несчастья, как бороться с бо­лезнями и т. п.


В жизни человек делает множество откры­тий для себя и других. В процессе жизни че­ловек утверждается как личность, гордится своими достижениями, старается сам строить свою жизнь. Это, пожалуй, самое интересное в мире занятие!
Жизнь каждого человека — огромная цен­ность для его близких, родных и друзей. Она дарит им радость, гордость, любовь. С ней связаны их надежды на будущее.


Счастье родителей зависит от благополучия их детей. Забота о будущем детей заставляет родителей планировать и своё будущее, стремиться к преодолению трудностей, к успехам.
Жизнь каждого человека ценна для обще­ства.


О здоровье людей, их жизни в старости за­ботятся специальные организации. В настоя­щее время наша страна и другие страны Европы решают сложные демографические проблемы — они заинтересованы в том, чтобы рождалось больше детей. От этого зависит развитие всех стран.


Жизнь человека имеет особую ценность. Только он мог создать мир культуры. Имен­но люди могут строить удивительной красо­ты города и сёла, выводить новые сорта рас­тений и новые породы животных, создавать машины, шить одежду и т. п. Всё это застав­ляет ценить жизнь любого человека, охра­нять и защищать всё живое на Земле.




Урок 30  - Любовь и уважение к отечеству     

Дорогие друзья!
Вы познакомились с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников пе­редавало другому. Вы узнали о религии, ду­ховных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жи­ли, поддерживая друг друга и помогая друг другу.
«Уверуй, что всё было не зря: наши пес­ни, наши сказки, наши неимоверной тяжес­ти победы, наши страдания, — не отдавай этого за понюх табаку... Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!» — такое заве­щание оставил нам выдающийся писатель и актёр В. М. Шукшин.
В VII—X вв. на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали иуда­изм. В VIII в. в городе Дербенте (Дагестан) была построена первая мечеть, с которой началась история ислама в нашей стране. В 988 г. князь Владимир крестил Русь — на нашу землю пришло православие. В XVII в. в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой буддизм. С XVIII в. в России стала широко распро­страняться нерелигиозная культура и начала формироваться традиция светской этики. Так складывались духовные традиции России.


Наша культура росла и укреплялась, пи­таясь от разных духовных традиций. Тради­ции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.


Нас всех объединяет любовь — к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к нашей России.
Любовь — основа нашей жизни. Каждый человек хочет, чтобы его любили. Но если он останавливается только на этом чувстве, то превращается в эгоиста и себялюбца. Насто­ящая любовь начинается с бескорыстной любви к ближнему: к маме и папе, к брату и сестре, к друзьям, к одноклассникам.
Ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других.
Великий русский писатель Н. В. Гоголь в письме сестре писал: «Ты жалуешься, что те­бя никто не любит, но какое нам дело, лю­бит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы?» Любовь — это когда можешь жизнь положить за «други своя».
Вас любят родители и другие близкие лю­ди, ничего не требуя взамен. Вы любите свою семью, своих друзей, не требуя за это награды. Мы любим свою Родину уже за то, что она у нас есть.
Любовь — это служение. Служение прояв­ляется прежде всего в делах на благо людей, на благо нашей Родины.
Отечество — это все мы. Подумайте, что вы можете сделать для других. Начните с малого: сделайте уборку в квартире, помоги­те однокласснику в учёбе, защитите малыша, с друзьями наведите порядок в своём дворе, посадите деревья и ухаживайте за ними. Сде­лайте мир вокруг себя чище, добрее, спра­ведливее, и вы сделаете лучше себя, вы по­чувствуете, как возрастает в мире любовь.



От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Всё это мы называем патриотизмом.
С чего начинается Россия? Она начинается с вашей любви, с того, что вы готовы сделать ради неё.